Он с любопытством смотрит на окружающих его серьезных и взрослых людей, радостно улыбается, машет рукой и посылает воздушные поцелуи. «Мы любим здороваться», — улыбается мама. Улыбки у них похожи.
Этот солнечный мальчуган стал жертвой врачебной ошибки. Султанмурат Ташенов родился без патологий. Но врачи вовремя не распознали у малыша желтуху новорожденных. Билирубин был очень высокий, произошло кровоизлияние в мозг… Сейчас у Султанмурата эндоскопическая септостомия, псевдо-ДЦП, шунтирование. Внутри черепа накапливается жидкость, которая выводится из организма с помощью специального шунта. На шунтирование ребенка тоже не отправили вовремя, только через несколько месяцев мама Султанмурата, Каламкас, сама повезла сына в Астану. Операцию сделали, но маме сказали, что большая часть мозга не работает, ребенок останется лежачим.
Сейчас Султанмурату 3 года и 10 месяцев. Он самостоятельно сидит, говорит короткие слова, рисует, играет с игрушками. Это чудо сотворила его мама. И методика сербских врачей.
Каламкас уже дважды возила сына в Алматы. Врачи из Сербии разработали методику, систему упражнений, которая позволяет восстановить утраченные связи в головном мозге. Они занимаются с детьми и родителями: индивидуально для каждого ребенка прописывают комплекс упражнений, которые нужно делать ежедневно, по четыре часа в день. Показывают родителям, как выполнять эти упражнения. Курс стоит 500 000 тенге, деньги должны быть собраны к январю.
-Мы занимаемся с 6 утра до 10, — улыбается Каламкас. Глядя на нее, понимаешь, почему Султанмурат такой улыбчивый. О всех невзгодах Каламкас рассказывает легко, с улыбкой. Даже о том, что у нее есть еще один ребенок, полуторагодовалая дочь. Даже о том, что отец ушел из семьи. Каламкас до сих пор не подала на развод, надеется — вдруг вернется… И о том, что на предыдущие курсы пришлось потратить деньги, отложенные в Сбербанке на покупку квартиры, о том, что живут они у зятя…
Не сдержала слез она только когда члены комиссии удивились: как же можно об этом так легко говорить? За семь лет работы проекта такая мама пришла впервые. Чаще всего не могут сдержать эмоций — обвиняют, плачут…. В этот миг Каламкас вдруг потеряла свой щит — улыбку. Смахнула слезы, отвернулась: «Извините»… Султанмурат удивленно оглядывался на маму. Словно вообще никогда не видел ее слез. Может быть и так. И в наших силах поддержать эту маленькую семью, сделать так, чтобы они улыбались еще чаще, чем теперь. Курс терапии-обучения стоит 500 000. Благодаря всем вам и не такие суммы собирались!
Мария ШИЛО
фото Константина ВИШНИЧЕНКО